“ХАЛЯВЫ НЕ БУДЕТ?”: ОБЗОР, ТЕСТИРОВАНИЕ И РАЗБЛОКИРОВКА RADEON RX 560 14CU

Оригинальный Radeon RX 560 – а в контексте данной статьи его, пожалуй, можно называть именно так! – оказался весьма удачным продуктом. Разумеется, речь не шла о явной победе или возвращении утраченных позиций в сегменте бюджетных игровых видеокарт, но многого стоит тот факт, что у GeForce GTX 1050 наконец-то появился вменяемый соперник.

Ведь стоит признать, что последние пару раундов в непрекращающейся битве за сердца и кошельки экономных геймеров были за компанией Nvidia. После откровенно неудачных GTX 750/750 Ti, которые проигрывали всем существовавшим на тот момент и вышедшим позднее конкурентам, выходит сначала GTX 950, а затем и GTX 1050. Первая переворачивает все представления о бюджетных продуктах Nvidia с ног на голову, вторая – ещё больше закрепляет успех.

У AMD же ответственным за бюджетный сегмент оказывается один единственный чип: Polaris 11, представленный публике летом 2016 года и лёгший в основу Radeon RX 460. Решение, надо сказать, неплохое – но лишь для своего времени. Соперничать же с набравшими силу конкурентами из лагеря Nvidia, увы, RX 460 было не по силам.

RX 560 исправил ситуацию, задействовав официально скрытые до тех пор резервы чипа Polaris 11 (точнее, теперь – Polaris 21) и увеличив потенциал частот. Автор повторится: да, это всё равно не привело к безусловной победе над GTX 1050, однако теперь условный пользователь мог с чистой совестью приобретать ту видеокарту, которая ему больше нравилась. Предпочтение того или иного чипа нельзя было назвать ни однозначным проигрышем, ни однозначным выигрышем.

И вроде бы, на этом условном перемирии можно было закрыть эту главу противостояния и с чистой совестью ждать нового поколения видеокарт…

Но нет. Беда пришла оттуда, откуда её уж совсем никак не ждали.

“Первым звоночком” послужила весьма и весьма случайная характеристика разъёма доппитания. Собственно, именно он избавляет RX 560 от “ошейника”, ограничивающего энергопотребление 75 ваттами (именно столько максимально может выдать слот PCI-e x16). И, как результат, разъём доппитания обеспечивает RX 560 тот самый разгон, который можно увидеть в предыдущем обзоре.

Вот только… странная ситуация с этими разъёмами. Например, предрелизные фотографии видеокарт Asus, не относящихся к топовой линейке STRIX – той же модели под индексом RX560-2G – щеголяли шестью дополнительными контактами. А на реально вышедших картах осталась лишь разводка под него и вырез в печатной плате. Более того – одновременно с релизом карт соответствующим образом изменились и официальные фото.

Не лучшая ситуация и с картами Gigabyte. На GV-RX560GAMING OC-2GD первой ревизии, удостоившейся собственного обзора, разъём доппитания был. А вот карты с пометкой r2.0 его также таинственно, без всякого шума, лишились.

Но разъём – это ещё полдела. Потерю дополнительных 100, да даже 150 Мгц разгона по графическому чипу можно пережить, хотя это и неприятно.

Дальше было хуже.

Практически одновременно с выходом первых экземпляров RX 560 на рынок, в профильных СМИ и среди участников сетевого сообщества начали распространяться слухи о том, что остатки чипов, предназначавшихся для RX 460, будут использованы для выпуска “урезанных” версий под индексом RX 560D.

Причём подобная карта действительно существовала, хотя получила распространение далеко не на всех рынках. И к ней как раз не было никаких претензий, поскольку и название карты отличалось, и позиционировалась она как сугубо нишевой продукт. Но под занавес 2017 года ВНЕЗАПНО и вновь без лишнего шума AMD решила переписать характеристики оригинального RX 560. Теперь даже на официальном сайте указано, что видеокарта может иметь как 1024, так и 896 универсальных процессора и 48/64 текстурных блока.

То есть, фактически, под одним и тем же названием могут скрываться две совершенно разных карты. И не просто “могут” – некоторое время, пока градус недовольства потребителей и просьбы со стороны AMD не заставили вендоров разделить модели пометками “14CU” и “16CU”, новые владельцы действительно обнаруживали в коробках совсем не то, что рассчитывали увидеть.

RX 560 16CU и RX 560 14CU / RX 460 – в чём же разница?

Чтобы более чётко понять ситуацию, стоит в очередной раз обратиться к не столь давней истории – а точнее, к лету 2016 года и к выходу видеокарт Radeon RX 460 на новом на тот момент чипе Polaris 11.

Архитектура последнего выглядела следующим образом:

Обзоры и новинки IT-индустрии

Если вам покажется, что подобное строение чипа вы где-то уже видели – не сомневайтесь, так оно и есть. Два шейдерных блока, пользующихся общим кэшем второго уровня, два 64-битных контроллера памяти – это, разумеется, практически полное повторение строения чипа Bonaire, легшего в основу видеокарт Radeon HD 7790, R7 260/260X и R7 360.
ЧСХ, даже конфигурация чипов полностью идентична: у Bonaire тоже 896 процессоров, 56 текстурных блоков и 16 блоков растровых операций.

Однако, есть и нюанс: физически в Polaris 11 не 14 вычислительных блоков, а 16, что и должно давать на выходе 1024 процессора и 64 текстурных блока. Но по какой-то причине два из 16 вычислительных блоков отключены программным способом.

На тот момент подобное решение казалось странным, хотя сейчас, оглядываясь назад, лично автор склонен думать, что AMD таким образом создала себе своеобразный “резерв”, чтобы в будущем выпустить новую карту (RX 560, ага!) без лишних затрат на разработку нового чипа. Ведь RX 460 на момент выхода пришлось бы соперничать всего лишь с GTX 750 Ti, характеристики которой уже были изучены вдоль и поперек, и никого ничем не впечатляли. А для конкуренции с более производительными новинками достаточно было лишь поменять программную часть, сохранив механическую неизменной…

Впрочем, это лишь догадки. Достоверным же фактом является существование Radeon Pro 460 – мобильной карты на полноценном Polaris 11, созданной по заказу Apple (собственно, с микрокода этой карты и началось всё веселье с разблокировкой и патчами драйверов). И, позднее, появление на азиатском рынке Radeon RX 460 1024SP – опять же, на полноценном Polaris 11, хотя это уже из названия понятно.

Возвращаясь же к сегодняшнему дню и к теме данной статьи, характеристики двух версий Radeon RX 560 различаются в следующем:

Обзоры и новинки IT-индустрии

Фактически, под именем RX 560 14CU нам предлагается всего лишь старый-добрый Radeon RX 460 – никаких различий в конфигурации чипа между картами нет. И это обстоятельство способно вселить некоторый оптимизм.

Ведь дело в том, что…

Разблокировка Radeon RX 460: what’s up, AMD?

Как уже было упомянуто ранее, одновременно с “настольным” Radeon RX 460 о 896 универсальных шейдерных процессорах, существовал и такой девайс, как Radeon Pro 460, представленный в августе 2016 года специально для ноутбуков Apple MacBook Pro. Отличительной чертой данного чипа являлось то, что все 1024 процессора в нём были активны на совершенно официальной основе.

Естественно, ничего кроме возгласа “Oh, exploitable!” у сообщества энтузиастов это обстоятельство вызвать не могло. И уже 9 декабря того же 2016 года на ресурсе overclocking.guide не нуждающийся в лишних представлениях оверклокер и экспериментатор der8auer открывает эпохальный тред, в котором выкладывает собственноручно модифицированные и протестированные биосы для практически всех версий RX 460.

Стоит отметить, что в данном случае модификация заключалась в добавлении в оригинальный биос пары строк из микрокода Radeon Pro 460. И это настолько прекрасно работало, что AMD пришлось искать способы ограничить возможности редактирования биосов.

Способ нашёлся довольно быстро: в драйверы, начиная с версии 16.12.1 (кстати, в более поздних эта функция рандомно исчезала и появлялась снова) был добавлен алгоритм, сравнивающий контрольную сумму биоса с фактической. И если обнаруживались расхождения – драйверы просто не “подхватывали” карту. В качестве “подсластителя пилюли” новые драйверы неплохо поднимали производительность всех карт на чипах Polaris, причём “заблокированный” RX 460 на 17.1.1 местами показывал ту же производительность, что и разблокированный, например, на 16.9.2. Кроме того, на азиатский рынок был официально выпущен Radeon RX 460 1024SP.

Впрочем, и энтузиасты оказались оперативны: в кратчайшие сроки был создан неплохой ассортимент патчей и утилит, позволяющих отключить или обойти проверку контрольной суммы.

С выходом Radeon RX 560 взаимный троллинг энтузиастов и компании получил новое развитие. Теперь официально существовала карта с полноценным Polaris 11 (да, 21, но суть от этого не меняется), и драйверы были в курсе о существовании такой карты на всех рынках. Соответственно, в теории, прошивая RX 460 биосом от RX 560, пользователь получал полноценный чип и отсутствие необходимости патчить драйвера сторонними утилитами – софт должен думать, что он работает с обыкновенным RX 560…

Переход от теории к практике оказался крайне быстрым, поскольку в нём использовались уже существовавшие наработки der8auer. 29 июня 2017 года камрад под ником tonibm19 открывает не столь оригинальный, но не менее идеологически важный тред на форуме overclock.net. В данном случае заточенному под одну конкретную задачу прошивальщику подсовывается не модифицированный биос Radeon RX 460, а один из оригинальных биосов RX 560 на выбор пользователя.

Причём для выбора необходимо соответствие всего двух условий: объёма (2 или 4 гигабайта) и производителя памяти (Hynix, Elpida, etc). А вот, например, ШИМ-контроллер VRM, важный при прошивке карт Nvidia на чипах Pascal – здесь значения не имеет. В результате нехитрой процедуры Radeon RX 460 превращается в Radeon RX 560 с 16 вычислительными блоками (можно, конечно, прошить и в RX 560 14CU, и это тоже будет работать – но зачем?).

Впрочем, это уже вопросы минувших дней. На сегодняшний же день актуален другой вопрос: возможно ли прошить RX 560 14CU биосом от версии с 16CU, и получить при этом полноценный чип?

Знакомство с испытуемым: Sapphire Pulse RX560 14CU 2gb [11267-19-20G]

Поскольку прошивке (в программном смысле – и да, это спойлер) подвержены абсолютно любые карты на чипе Baffin, нет абсолютно никакой разницы, какую карту взять для экспериментов. Но что касается разгона – ограничения по энергопотреблению никто не отменял. И, как показал предыдущий обзор, в котором использовалась карта Powercolor серии Red Dragon – даже для RX 460 наличие/отсутствие разъёма доппитания критично при разгоне.

Таким образом, выбор пал на карту с разъёмом доппитания и усиленной элементной базой, способной даже в разгоне обеспечить стабильную работу полноценного чипа Baffin, если таковой вдруг на ней возникнет.

Иначе говоря – для целей эксперимента автор приобрёл в конкурирующей сети RX 560 14CU в исполнении Sapphire Pulse.

Упаковка и комплектация

Обзоры и новинки IT-индустрии

Видеокарта поставляется в достаточно компактной коробке, сравнимой даже по размерам с упаковкой GeForce GT 1030 от Palit. Оформлена карта в фирменном стиле, едином для всей линейки Pulse – на узнаваемости это сказывается наилучшим образом, а вот какой-то особой информативности от упаковки ждать не стоит.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Что особенно неприятно в контексте данной статьи – дизайн упаковки унифицирован для всех RX 560, входящих в линейку Pulse. Это хорошо в плане экономии, но узнать информацию о характеристиках конкретной версии можно лишь по номеру модели, что не очень-то удобно.

Зато к надёжности упаковки претензий нет. Она хоть и маленькая, но по традиции за брендированной “суперобложкой” скрывается крайне прочный и жёсткий ящик из неокрашенного картона, причём видеокарта внутри уложена в не менее жёсткую форму, не дающую ей свободно перемещаться по ящику при транспортировке.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Комплектация ожидаемо спартанская: кроме карты внутри только диск с драйверами и документация. Переходника для подключения VGA нет, но это очевидно: ни одна карта из семейства Radeon 400/500 и GeForce 1000 не способна выводить аналоговый сигнал.

А вот отсутствие переходника для дополнительного питания – скорее минус. Во-первых, шестипиновый разъём на 11267-19-20G – ни разу не фикция, есть карта способна только через него, и без разъёма стартовать отказывается. Во-вторых, пусть сегодня шестипиновым разъёмом могут похвастаться даже самые бюджетные блоки питания, карта всё-таки бюджетная, и сценарий её покупки для апгрейда старого ПК более чем вероятен. А вот там нужного кабеля может и не оказаться…

Внешний вид и дизайн

Обзоры и новинки IT-индустрии

А вот к дизайну (в техническом смысле слова) карты Sapphire Pulse претензий нет абсолютно. Пусть на первый взгляд кажется, что это такой же типовой вариант RX 460, как рассмотренный ранее Powercolor Red Dragon, но есть целый ряд деталей, способных изменить первое впечатление.

Во-первых, пластиковый кожух. Может показаться, что это просто декоративный элемент, но на деле он выполняет функцию ребра жёсткости, крепясь винтами к плате:

Обзоры и новинки IT-индустрии

Во-вторых, подсистема питания, собранная по схеме “4+1 фаза” – этим могут похвастаться лишь гораздо более претенциозные версии RX 560.

В-третьих – шестипиновый разъём доппитания, не только обеспечивающий более эффективный разгон, но и избавляющий карту от проблем с питанием через слот PCI-e x16, характерных для большинства RX 460/560 без разъёма.

Обзоры и новинки IT-индустрии

И, наконец, в-четвёртых – отдельный радиатор для элементов питания, причём с достаточно развитым оребрением и крепящийся при помощи подпружиненных винтов. Да, это не столь эффективно, как единый радиатор на ГПУ, память и VRM, но однозначно гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо охлаждения вообще:

Обзоры и новинки IT-индустрии

А вот набор разъёмов для вывода сигнала типичен для карт на архитектуре Polaris: DVI-D (только цифровой сигнал!), HDMI 2.0b и DisplayPort 1.4. Всё, что нужно для подключения любой современной периферии, включая и воспроизведение видео высокой чёткости, вплоть до 4К, и передачу звука.

Обзоры и новинки IT-индустрии

И вновь – возможность прямого подключения VGA отсутствует, но здесь нет вины вендора или карты – аналоговый сигнал не поддерживают любые карты семейств GeForce 1000 и Radeon 400/500.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Sapphire Pulse несколько длиннее протестированного ранее RX 460 в исполнении Powercolor Red Dragon и большей части других версий RX 460/560, однако это не становится проблемой. Карта всё равно не выходит за границы даже усеченной в длину материнской платы стандарта ATX, так что куда поместится материнка – туда влезет и карта.

В высоту видеокарта буквально на пару миллиметров больше стандартных двух слотов расширения – установка двух карт в Crossfire (если такая идея придёт в голову владельцу) проблем не вызовет.

К слову, Crossfire действительно поддерживается: объединение карт происходит за счёт материнской платы, никакие дополнительные мостики тут не нужны.

Частотная модель, разгон и энергопотребление

Обзоры и новинки IT-индустрии

На самом деле, частотная модель 11267-19-20G – одно из первых разочарований, полученных от карты. Как можно видеть, частота памяти (используются чипы Elpida, что не есть хорошо в плане таймингов) по какой-то причине снижена до 1500 Мгц со стандартных для RX 460/560 1750 Мгц. Нетрудно догадаться, что на производительности это скажется не лучшим образом.

Заводскую частоту чипа в 1226 Мгц карта держит и в играх, и в синтетических бенчмарках, как и следовало ожидать от RX 460/560 c разъёмом доппитания. А вот запуск FurMark приводит к падению частоты, под серьёзной нагрузкой карта может работать и на 1170 Мгц (ака базовая частота RX 560 без динамического разгона).

Но на самом деле, никакой тайны и мистики тут нет. В оригинальном состоянии карта зажата в очень жёсткие рамки по энергопотреблению: стандартная прошивка ограничивает его на отметке в 48 ватт – и то же значение (что логично) можно увидеть выше на мониторинге HWinfo.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Сказывается это обстоятельство и на разгоне. Так, память с первого раза удалось разогнать до 1950 Мгц (лимит для стандартной прошивки, на биосе от XFX повышается до 2000 Мгц), однако в этом случае уже в играх и Unigine Heaven частота чипа начинает снижаться до 1200 и даже 1190 Мгц – то есть, карта автоматически старается удержаться в заданных ей пределах энергопотребления.

К счастью, параметр powerlimit никто не блокировал даже на штатном биосе, и добавлять к нему можно до 75%. В результате карта заметно преображается: при +30% к powerlimit получаем стабильные 1300 Мгц, при +50% – 1400 Мгц. Дальнейший разгон, увы, упирается в возможности чипа: увеличение powerlimit даже до 65% не позволяет поднять частоту хотя бы до 1410 Мгц: любой тест сразу же вылетает с ошибкой.

Итоговый разгон – 1400 Мгц по графическому чипу и 1950 Мгц по памяти. Прошивка биоса от карты XFX позволяет разогнать память до 2000 Мгц, но на производительности это практически не сказывается.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Разумеется, после повышения powerlimit вырастает и энергопотребление, причём этот рост весьма значителен: 64-66 ватт в играх и синтетических тестах, 69-71 ватт под FurMark. Но частота при этом стабильна под любой нагрузкой, а если учесть что карта питается напрямую от БП – проблем это явно не создаёт.

К слову, в случае прошивки биоса от карты XFX или Gigabyte необходимость настраивать powerlimit пропадает: карта по умолчанию может съесть до 80 ватт:

Обзоры и новинки IT-индустрии

Однако на разгонном потенциале чипа это никак не сказывается, 1400 Мгц – по прежнему предел.

Прошивка и попытка разблокировки

Фактически, RX 560 14CU представляет собой RX 460 – даже в результатах 3Dmark и ряде прочих бенчмарков он отображается соответственно. Поэтому и модифицированный tonibm19 прошивальшик авторства der8auerподхватывает карту без проблем и позволяет заливать в неё любой биос от карты с аналогичной памятью.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Как можно видеть, между двумя этими картами нет никаких различий… кроме, увы, ревизии чипа. Если RX 460 идёт с ревизией CF, то RX 560 14CU – с E5.

Вероятно, это и стало причиной не того результата, на который надеялся автор:

Обзоры и новинки IT-индустрии

Прошивка биоса от карты XFX привела к изменению частот и параметров энергопотребления, также увеличился лимит разгона памяти. Однако скрытые блоки так и не появились
.
Прошивка биоса от первой подвернувшейся карты Powercolor с памятью Elpida – тот же результат.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Прошивка “универсального” биоса от Powercolor Red Dragon с таймингами для памяти Elpida и Hynix, с помощью которого ранее был успешно разблокирован RX 460 – ноль реакции:

Обзоры и новинки IT-индустрии

То же самое наблюдалось с биосом от Gigabyte Gaming и любыми другими вариантами, работающими с памятью Elpida.

Согласно комментариям, полученным от эксперта компании Sapphire в личной переписке, причина весьма прозаическая: в RX 560 14CU могут встречаться как чипы с программной блокировкой, так и ГПУ, в которых два вычислительных блока отрезаны аппаратно, и восстановить их перепрошивкой невозможно.

Конечно, на основе одного неудачного опыта над одной картой рано судить, относится ли это ко всем чипам Baffin ревизии E5, зависит ли это вообще от ревизии, или только от даты производства, и встречаются ли такие чипы во всех картах RX 560 14CU… и тем не менее, результаты первого эксперимента скорее разочаровывают и наводят на невесёлые мысли.

Так, если AMD на протяжении всей истории с разблокировкой была против подобной модификации – окончание производства RX 460 и выпуск новых карт уже с аппаратной блокировкой может быть “последним доводом”, обрубающим все возможности получения халявной производительности. Опять же, и конкуренция “полноценным” RX 560 16CU со стороны младших и более дешёвых версий не грозит…

Но чтобы делать какие-то заявления, нужно иметь более широкую выборку. Автор обязательно продолжит эксперименты по разблокировке, причем с картами от различных вендоров и с различным объёмом памяти.

Пока же – попробуем узнать, на что может рассчитывать покупатель RX 560 14CU в неизменном виде.

Конфигурация тестовой системы и методика тестирования

 

  • Центральный процессор: AMD Ryzen 5 1600;
  • Система охлаждения процессора: ID-Cooling SE 214X;
  • Термоинтерфейс: Arctic MX-2;
  • Материнская плата: Gigabyte AB350-Gaming 3;
  • Оперативная память: GEIL EvoX GEX416GB3200C16DC, 2x8gb;
  • Дисковая подсистема: SSD Western Digital WDS240G1G0A+ HDD Western Digital WD10EZRX-00A8LB0;
  • Корпус: Corsair Carbide 270R;
  • Блок питания: Corsair CX 750M.

Все тесты проводились из-под Windows 10 64-bit версии 1709 с последними обновлениями на 9 января 2018 года. Подборка тестовых приложений включала в себя как синтетические бенчмарки, выполненные при стандартных настройках, так и тесты в играх.

Синтетические тесты проводились со стандартными настройками графики. Для однопользовательских игр ААА-класса были выбраны средние настройки графики, соответствующие штатным пресетам, для онлайн-игр – максимальные доступные настройки.

Синтетические тесты

По традиции открывает линейку синтетики тестовый пакет 3DMark 2013. В этой версии Futuremark пошла на поводу у современных тенденций, и из хардкорного бенчмарка для топовых ПК ее наиболее известный продукт постепенно превращается в универсальную систему для тестирования платформ различной степени мобильности. Поэтому из трех бенчмарков нас интересует лишь один – Fire Strike, по-прежнему способный поставить на колени даже железо премиум-сегмента.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Результаты сами по себе не вызывают удивления: RX 560 14 CU, в номинале работающий на более низкой частоте, оказывается медленнее RX 460. После разгона, учитывая большую частоту – быстрее. Однако в обоих режимах разница невелика.

Следующий на очереди – бенчмарк Unigine Heaven, давно не получавший обновлений, но по-прежнему остающийся довольно требовательным к производительности видеокарты.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В номинале RX 560 14CU опять медленнее RX 460, однако нельзя сказать, что 250 Мгц по памяти дают такую уж сильную разницу (но нужно учитывать и +26 Мгц по чипу). А вот разгон даёт уже заметное преимущество.

Последняя на данный момент разработка Unigine – бенчмарк Superposition – переносит нас с фантастических небес в скромную лабораторию учёного, одержимого идеей, способной перевернуть законы физики. Но смена масштабов сцены не означает более щадящие системные требования! Скорее даже наоборот – движок Unigine второй генерации привносит современные эффекты постобработки и физическую модель, задействованную непосредственно в тестовой сцене.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В номинальном режиме разница между RX 560 14CU и RX 460 опять невелика, в разгоне из-за существенно более высокой частоты новинка опять быстрее, причём на заметную величину.

Тесты в играх

Assassin’s Creed: Origins – новая часть ежегодного сериала, в которой Ubisoft замахнулись на воссоздание не одного города конкретной эпохи, а целого древнего мира. За одну лишь непередаваемую атмосферу таинственных пирамид, величественных дворцов, мрачных гробниц и жестокости, творящейся под мудрыми взглядами монументальных статуй игре можно простить абсолютно всё что угодно. Если вы со школьной скамьи мечтали о приключениях среди пустынь и оазисов и фанатели от фильмов про Индиану Джонса – пропускать эту игру никак нельзя, тем более что графика здесь невероятно хороша и только способствует путешествию сквозь века.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Ввиду тяжести первого игрового бенчмарка для карт среднего сегмента разница между RX 560 14CU и RX 460 невелика даже в разгоне.

Batman: Arkham Knight – завершающая часть трилогии от студии Rocksteady, которая по замыслу должна была стать самой драматичной и трагической. ИЧСХ, стала. Но только не в том смысле. Несмотря на все достоинства сюжета и графики, игра вышла настолько сырой и кривой, что даже обзорщикам пришлось ждать кучи патчей, прежде чем полученные результаты можно было представить публике.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Хотя игра даже близко не претендует на звание новинки, разница между RX 560 14CU и RX 460 и близко не претендует на звание разгромной. Остаётся лишь валить вину на память Elpida, работающую на существенно более высоких таймингах, нежели Hynix.

Новая версия самого популярного командного шутера Counter-Strike ушла от киберспорта в сторону раздачи скинов и медалек, но графическая составляющая обновленного движка Source и поддержка со стороны Valve позволяют этому проекту сохранять к себе интерес.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В CS:GO разогнанный RX 560 14CU номинально быстрее, но учитывая общий уровень производительности, разницу не назовёшь существенной. Опять же, в процентном соотношении она соответствует предыдущим двум бенчмаркам.

DOOM – игра, которая если и не воспитала, то определенно оставила свой след в головах и сердцах не одного поколения геймеров. Один из столпов жанра шутеров – да что там, самой индустрии игр для ПК! – неожиданно вернулся с самой современной графикой и самым олдскульным геймплеем, заставляя игроков и критиков орать от восторга.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В DOOM после разгона RX 560 14CU показывает некоторое преимущество, но опять же, разгромным или существенным его не назовёшь.

Dota 2 – игра, не нуждающаяся в представлениях. Тот самый питомник ракообразных, то самое место, где вас научат по-настоящему любить матерей. При этом, ВНЕЗАПНО, ещё и полноценная киберспортивная дисциплина, не уступающая Counter-Strike и Starcraft, а в размерах призового фонда еще и превосходящая обоих. Работает на той же версии движка Source, что и CS: GO, что накладывает свой отпечаток на системные требования.

Обзоры и новинки IT-индустрии

А вот в DOTA 2 разница уже прослеживается. В размеренном геймплее на начальных этапах её будет трудно заметить – фпс хватит что на RX 460, что на RX 560 14CU. А вот с ростом уровней персонажей и с применением более тяжёлых способностей разница будет уже ощутимой.

Третья часть ролевой серии от Bioware, сумевшая во многом реабилитировать студию после сокрушительного фейла с концовкой трилогии Mass Effect – а это уже показатель. Как и Battlefield 4, игра создавалась на новом движке Frostbite, сменившем Unreal Engine. А значит, графика здесь настолько же хороша, насколько масштабна и эпична сама Dragon Age: Inquisition.

Обзоры и новинки IT-индустрии

На средних настройках с Dragon Age прекрасно справляются что старая, что новая карты на чипе Baffin. Можно сказать, что у разогнанного RX 560 14CU чуть больше запас для повышения настроек… но в процентном соотношении разница, опять же, невелика, и вряд ли скажется так уж сильно.

Fallout 4 – продолжение одной из самых популярных в нашей стране ролевых серий… увы, вновь вышедшее из-под пера Bethesda Softworks. Как всегда бывает у этой студии, интерактивная песочница удалась на славу, а вот с духом постъядерной пустоши, сюжетом и смысловым наполнением вышло не очень. Впрочем, графически игра более чем хороша, а требования к аппаратной части весьма велики.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В номинальном режиме разницы между старой и новой картами на чипе Baffin практически нет, но и после разгона нельзя сказать что это “небо и земля”.

FarCry: Primal – самый смелый эксперимент Ubisoft… до выхода Assassin’s Creed: Origins. Серия, известная своей шутерной механикой не меньше, чем открытым миром, была отправлена во времена, когда от ближайшего огнестрельного оружия главного персонажа отделяет всего лишь какая-то парочка тысячелетий. Тем не менее, выживание в древнем мире среди гигантских хищников и не менее опасных двуногих действительно вдохнуло в серию новую жизнь и резко взбодрило надоевший игровой процесс. Подросли и системные требования, причём как к графической, так и к процессорной части ПК.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В этом бенчмарке разница между RX 460 и RX 560 14CU практически неразличима, несмотря на лучший разгон последнего.

Hitman 2016 – не столько перезагрузка серии, сколько тщательная реставрация оригинальной игровой механики, когда-то позволившей этому сериалу создать собственный жанр. Вернулись просторные уровни со сложной архитектурой и множеством способов выполнения заданий, вернулась подготовка и планирование, а работа художников и дизайнеров достигла принципиально нового уровня. Но вместе с ней вверх скакнули и системные требования игры.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В пределах погрешности находится разница и в новом Hitman. После разгона RX 560 14CU обгоняет предшественника, но вряд ли кто-то скажет, что 2-3 кадра в секунду сыграют какую-то роль при 50-70 фпс.

Mass Effect: Andromeda – “якобы-продолжение” одной из самых знаковых ролевых игр последних лет, заставившей миллионы людей по всему миру вновь мечтать о покорении космоса и изучении далёких миров. В целях экономии разработка игры была поручена издателем подразделению Bioware, никогда ранее не занимавшемуся проектами ААА-класса, что неминуемо сказалось на итоговом результате. Тем не менее, графически игра довольно хороша (если не смотреть на лица персонажей) и к тому же, работает на самой актуальной версии движка Frostbite.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В MassEffect, учитывая в целом более низкий уровень производительности, нежели в Hitman, разницу можно назвать если не существенной, то хотя бы ощутимой: после разгона на RX 560 14CU играть пусть совсем ненамного, но всё же комфортнее.

Metro: Last Light – продолжение одного из наиболее удачных шутеров, созданных на постсоветском пространстве. Помимо весьма технологичной графики, игра доставляет интересным сюжетом, постапокалиптическими пейзажами, в которых нет-нет да промелькнут знакомые каждому жителю СНГ детали, препарированием замкнутого общества подземки, воплощающего все современные нам “-измы” в наиболее гротескной и пугающей форме, и многими другими аспектами. К сожалению, игра очень жадна до ресурсов ПК и не избавилась от технических проблем, характерных для движка первой части.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В Metro разница укладывается в стабильные 5 кадров что без разгона, что после него. Можно было бы сказать, что это уже немало… но при 80-90 фпс лишние 5 кадров в секунду уже не так заметны.

Rise of the Tomb Raider – попытка вернуть серию к её корням после условно-реалистичной первой части образца 2013 года. Фантастические артефакты, вольности с историей и географией и даже физическими возможностями героини, бодрый геймплей и приключения в ярких декорациях – в комплекте. Не хватает разве что бесконечного боезапаса.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В RotTR разогнанный RX 560 14CU всё-таки ощутимо быстрее предшественника. Как и в случае с MassEffect: Andromeda, при уровне производительности тестируемых карт дополнительные 4-5 фпс – не лишний довесок, а вполне себе прибавка к комфорту.

Warface – мультиплеерный шутер с медальками и платными предметами от создателей серии Crysis и первого FarCry, работающий на движке Cry Engine 3, но гораздо менее требовательный к графической подсистеме, чем головной тайтл.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Без разгона разницы между RX 460 и RX 560 14CU нет, после разгона новинка несколько быстрее, но существенного влияния на игровой процесс это не оказывает.

War Thunder – проект, которому давно присудили статус духовного наследника World of Tanks. Изначально игра воспринималась как “WoT с самолетами”, но в итоге превратилась в оригинальный и самобытный продукт, заслуживающий внимания без всяких отсылок к вышедшему ранее проекту.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В WarThunder разогнанный RX 560 14CU быстрее RX 460, хотя нельзя сказать, что в танковых боях 2-4 кадра способны кардинально изменить ситуацию.

Watch Dogs 2 – продолжение относительно новой франшизы Ubisoft, исправляющее недостатки первой части, и подкупающее целевую аудиторию темой борьбы “не таких как все” против “всех, которые такие”. В графическом плане, как и по геймплею, игра заметно превосходит предшественницу, а системные требования и вовсе не сопоставимы.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Сказанное ранее в отношении WarThunder можно повторить и в отношении WatchDogs2. Преимущество разогнанного RX 560 14CU можно рассматривать лишь как небольшой запас прочности для более тяжёлых сцен, нежели тестовая.

World of Tanks – игра, сделавшая больше для развития патриотизма и интереса к родной и мировой истории, чем все потуги нынешней системы образования. Пожалуй, один из первых MMO-проектов, оказавшийся способным удовлетворить запросы пользователей, уставших от приключений длинноухих и зеленокожих. Заодно пользуется высокой популярностью среди любителей истории, реконструкторов, моделистов и прочих сопричастных, что идет сообществу игроков только на пользу, снижая процент школия и просто интересных персонажей. Отличается исторической достоверностью, реалистичной моделью повреждений, богатым парком техники, но геймплей при этом имеет достаточно низкий порог вхождения. Первые версии игры отличались скромными системными требованиями, однако в результате последних нововведений нагрузка на аппаратную часть ПК возросла многократно.

Обзоры и новинки IT-индустрии

В “танках” разгон RX 560 14CU неожиданно поднимает минимальный фпс, практически не влияя на средний. Впрочем, это единственная новость здесь. В остальном же – можно повторить сказанное в отношении предыдущих бенчмарков.

Великая и ужасная MMORPG, существующая, пожалуй, дольше чем работают некоторые игровые студии. Графический движок World of Warcraft всегда отличался отличной оптимизацией: так, автор данной статьи во времена патчей 1.3 умудрялся играть в сабж на GeForce 2 MX 400, установленной в его рабочем компьютере. Видеокарта уже тогда была древностью, но тем не менее тянула игру в разрешении 800 х 600 пикселей. Аналогичная ситуация наблюдается и сейчас: при грамотном подборе настроек сносно поиграть можно даже на Intel HD Graphics 4000, но для того чтобы установить параметры на самый максимум и получить комфортный фпс в любых возможных сценах, потребуется практически топовое железо.

Обзоры и новинки IT-индустрии

Движок WoW в неизвестно какой по счёту раз доказывает, что способен получать выгоду от практически любого изменения конфигурации ПК в лучшую сторону. И разгон RX 560 14CU – очередной тому пример. Конечно, в PvE эта разница будет незаметна, но в PvP, сценариях и рейдах запас прочности не повредит.

Выводы

RX 560 14CU – это всё тот же RX 460. Не “современный улучшенный аналог” и не “более эффективная версия”. Тот же, без изменений. Разница в производительности между старой и новой картами если и есть – то зависит исключительно от частоты ГПУ и памяти, а также от таймингов, на которых оная память работает. Elpida в этом отношении – не лучший вариант, в чём может убедится каждый, кто откроет подробное описание биоса RX 560 16CU от XFX, например. Но и в данном случае разницу можно не только компенсировать, но и остаться в выигрыше за счет разгона графического чипа (если конкретный RX 560 14CU на это способен, разумеется).

С одной стороны – это не так уж плохо, особенно если учесть, что и цена на RX 560 14CU вполне соответствует: сравнивать её правильнее даже не с RX 560 16CU, а с RX 550 (где при этом по производительности будет RX 560 14CU, а где RX 550 – видно на графиках выше):

Обзоры и новинки IT-индустрии

Но с другой стороны – у RX 560 14CU забрали фактически главную особенность RX 460: способность невозбранно превращаться в видеокарту ощутимо быстрее без денежных вливаний и сложных модификаций. То есть, того, что в случае RX 460 могло сподвигнуть пользователя именно на его покупку ради экономии по сравнению с конкурирующими решениями, или ради установки в сборку более дешевой видеокарты в пользу остальных комплектующих.

Да, на основе всего одной карты одной модели рано делать какие-либо выводы. Однако, если представители компании Sapphire подтверждают факт существования чипов с аппаратной блокировкой – это очень негативный признак. Ведь появились подобные чипы явно не просто так, и в будущем вероятность найти чип старой ревизии с программной блокировкой будет лишь ниже и ниже…

Возможность прошивки как факта, конечно, никто не отменяет, но выгода от неё в таком случае будет заключаться лишь в увеличении powerlimit, подъёме потолка частот и других не столь существенных изменениях. Модификация штатного биоса же будет сводиться лишь к изменению таймингов, что полезно для копания криптовалют, но в играх не окажет столь же существенного влияния, как открытие “зарезервированных” блоков чипа.

Приобретать RX 560 14CU, конечно, можно – но лишь как более выгодную альтернативу тому же RX 550. Ждать же от него некогда традиционной для продуктов AMD возможности получить большее за меньшие деньги, применив запретную магию из древних времен, когда хозяином железа был его владелец, а не всевозможные третьи лица – увы, но скорее всего не стоит.

Обзоры и новинки IT-индустрии